Львів - бойові мистецтва - єдиноборства - Львов - боевые искусства - единоборстваГлавнаяРегистрацияВходСубота, 20.04.2024
Ушу Іліцюань у Львові
НАШІ КООРДИНАТИ
м. Львів, вул. Хімічна 7 (СШ №22)
Тренування Пн, Ср, Пт 19:00-21:00

Телефони для контактів:
(067)256-68-73
(067)676-65-67
(050)670-02-73

Електронна адреса:
grey702(c)yahoo.com

МЕНЮ САЙТА

ДРУЗІ САЙТА
  • Межрегіональна федерація Іліцюань
  • I Liq Chuan International
  • Іліцюань в Україні
  • Іліцюань у Білорусі
  • Фізкультурно-спортивний клуб "Березняки"
  • Манекени і обладнання для "Він-Чунь"

  • ВХІД

    Статистика

    Главная » Статьи » Статьи

    Теория Тайцзицюань

    "Благодаря своей бесконечной природе движение мысли неизмеримо быстрее, чем движение тела. Те, кто осознал ощущение таковости, сохраняет в себе радость от беспредельности времени и пространства. Однако, лишь начав с познания себя полностью, они могут сделать свой первый шаг в таковость".  - Из книги Чин Фансёна "ИЛИЦЮАНЬ".   (Перевод  И.Попова.)

    Благодарности.

    Бесконечная благодарность Грандмастеру Чин Фансёну основателю Илицюань, боевого искусства основанного на совершенном знании биомеханики человека, его психомоторики и энергетики, за создание методики и обобщение основополагающих принципов, изложенных образами современного языка. Именно он стал вдохновителем работы над этой методичкой, в которой рассматриваются принципы Тайцзицюань, древнейшего внутреннего боевого искусства Китая, и используются современные понятия для их описания. 
    Моему Учителю Грандмастеру Ван Сяну, принесшему в нашу страну линию передачи стиля Чень Тайцзицюань от величайшего мастера Чень Факэ.
    Моему другу и спарринг партнеру Роману Романову за наглядный пример трудолюбия и упорства в достижении мастерства (настоящего гунфу) и интереснейшие совместные исследования искусства Тайцзи.
    Друзьям и ученикам, без вас это было бы не возможно.

    Предпосылки.

    В дошедших до нас текстах и записях старых мастеров внутренних стилей и Тайцзицюань в частности, для описания принципов, методов и способов тренировок и практики широко использовались образы соответствующие их эпохе и их времени. Что не удивительно, во-первых, еще не существовало научного и методологического подхода в описании физических упражнений, а во-вторых, они жили ближе к природе, образами которой и описывали в целом свое миропонимание. В дальнейшем изложенные ими образы и понятия переписывались из одной книги в другую различными авторами, и дошли до нас в первозданном виде, что хорошо для сохранения традиции в чистом виде, но никак не хорошо для успешного обучения. Не буду приводить примеры, их вы без труда найдете, если еще не находили в любой из множества книг о Тайцзи, там и тигры с медведями, и драконы с лошадьми, и повелители с чиновниками, и луки со стрелами, и казаны для плова. Возьму один, но основополагающий принцип для этого искусства, который всегда описывался как «наматывание шелковой нити». Кто из вас знает, как наматывать шелковую нить на маленькое веретено, когда разматываете созревшую куколку гусеницы-шелкопряда. А?...  В те времена в Китае знали и умели это делать практически все, ну или им могли это показать и дать попробовать. Сейчас этот принцип можно ощутить на игрушке-тренажере продающейся в спортивных магазинах, основанной на принципе гироскопа с шестью степенями свободы. Это шарик, у которого внутри сфера с гироскопом, используется для разработки сустава запястья у спортсменов, и который раскручивается только непрерывным трехмерным усилием. Получается что у каждого Времени свои образы и понятия для описания, одних и тех же процессов. 
    Здесь вам предложена структурированная система принципов, лежащих в основе Тайцзицюань, систематизированная из различных источников описывающих данные процессы, в том виде как их понимали известные мастера. 
    На современных образах – пружина, шар, трехмерность, плоскость, вектор, импульс, гавитация.

    Основополагающие Принципы Тайцзицюань.

     

    1. РАСКРЕПОЩЕНИЕ.

    1.1. Баланс Инь – Ян в теле. Их согласованность. Чем больше Ян, тем больше Инь.

    Именно раскрепощение, а не расслабление как этот принцип обычно переводится. Расслабиться мы можем только в лежачем положении, в йоге есть даже такая ассана, называется «поза трупа». В вертикальном положении, а тем более, когда человек стоит на ногах, полностью расслабиться не возможно, просто упадешь. И чтобы не упасть, необходимо все-таки напрягать достаточное для этого количество мышц. И как классифицировали их в Китае эти мышцы относятся к Ян-ской стороне тела. Здесь мы сталкиваемся с первым специфичным понятием. Инь и Ян. Все на свете имеет в себе эти оба качества, в том числе и тело человека разделено на  Ин-скую  и Ян-скую стороны. На руках, как и на ногах одна сторона принадлежит Инь, другая Ян, так же и туловище. Как все это запомнить. Просто. На «западе» мышцы тела человека делят на сгибатели и разгибатели, что полностью соответствует образному дуализму традиций востока. Сгибатели находятся на Инь-ской половине тела и конечностей, я разгибатели на Ян-ской. Соответственно стоим, то есть стремимся не упасть, на разгибателях, то есть в тонусе Ян-ские мышцы. Таким образом, имеем следующее: раскрепощение стоя осуществляется за счет достаточного напряжения Ян-ских и расслабления Инь-ских частей тела. Или баланс Инь – Ян. Такой, что если мы напряжем мышцы Ян немного больше, мы начнем тянуться, или станем жесткими, а если расслабим сильнее Инь, то «скомкаемся», или станем немощными. В этом и заключается баланс Инь-Ян на телесном уровне, и воспринимается через собственное ощущение отсутствия, как расслабления, так и напряжения одновременно. 
    Следующий уровень это согласованность обоих усилий. Надо понимать не только напряжение Ян как усилие, но и расслабление Инь. Здесь усиливая Инь или расслабление, мы будем ощущать стекание энергии (веса) вниз, под действием силы тяжести (гравитация). И увеличивать усилие Инь мы можем именно этим ощущением. А под согласованностью имеется в виду постоянная модульная равность величин усилий, изменилось одно, вместе с ним изменилось другое. 
    Чем больше Ян, тем больше Инь. При максимальной физической нагрузке это сделать совсем непросто. Данное умение нарабатывается долгими тренировками и является следующим уровнем мастерства. Стремиться надо к сохранению энергетического баланса в теле при любых его величинах. (n*Ян=n*Инь)

    2.2. Раскрытие суставов. Ни один сустав не закрыт. Все суставы растянуты, либо усилием Ян, либо усилием Инь.
    Как нам известно, опорно-двигательный аппарат состоит из твердых костей и гибких сочленений или суставов. А сустав всегда принадлежит предыдущей и следующей кости и связан сухожилиями, а внутри заполнен мягкой хрящевой тканью и суставной жидкостью. При длительных и сильных нагрузках сдавливающих сустав, он «портится», теряется эластичность, стирается ткань, кончается жидкость и т.д. То есть понятно, что сжатие, «закрытие» суставов вредно для здоровья и уменьшает его подвижность, закрепощает. Нам же надо понять процесс раскрепощения.  Так вот «раскрытие» суставов имеет к этому процессу непосредственное отношение. Растягивая сустав за счет внутреннего сухожильного усилия, мы удаляем на микроны (и кое-где на миллиметры) косточки друг от друга, увеличивая между ними зазор, сохраняем в целости хрящевую ткань и способствуем накоплению синодальной жидкости до нужного уровня. Как я всегда шучу, в тайцзи хорошее здоровье, это побочный эффект. Занимающиеся убеждаются в этом очень быстро. 
    Итак, раскрытие суставов необходимо для более качественного раскрепощения.
    Ни один сустав не закрыт. Специфическое состояние раскрытия суставов ощущается как внутренняя растянутость во всех направлениях, но не за счет мышечного усилия. Раскрытие суставов осуществляется за счет усилий описанных в предыдущем пункте. А именно, растяжение направленное от нижней косточки к верхней (упирание в нижнюю и подъем верхней) осуществляется усилием Ян, а растяжение направленное от верхней косточки к нижней (удержание верхней и свисание нижней) осуществляется усилием Инь. А точнее оба усилия присутствуют в каждом суставе, распознавать их значит обладать высоким уровнем.

    2.3. Перемещение (движение) за счет сбалансированного перетекания Ян в Инь и обратно, в теле, а не за счет силы.
    Перемещаемся мы, естественно, переставляя ноги, кто как может. Походка у всех разная, бегаем мы тоже каждый по-своему. Но наша задача сохранить баланс Инь-Ян, не только в статике, но и в динамике, перемещаясь. Для сбалансированного перемещения, вначале вес и устойчивость переносится в одну ногу полностью, а другая «пустой», то есть без напряжения, переставляется, делается шаг, на естественную величину. Шаг делается таким образом, что стопа ставится еще пустой, а когда возник контакт с землей, начинается перетекание веса из опорной ноги. И так далее. Естественно с раскрытыми суставами, то есть раскрепощено. С учетом того что, даже поставив, пустую ногу вперед ,мы не обусловлены перетекать туда весом, мы можем легко ее забрать и поставить в любом другом направлении.
    Отличие от обычной ходьбы в том, что нога, которой мы делаем шаг, излишне наполнена силой и мы, ставя ее, стукаем ею по земле, чеканя шаг. Либо падаем на неё своим весом, и для того чтобы она не подкосилась, заранее её напрягаем. То есть движение обусловлено и инерционно. В нашем же случае мы идем как будто по тонкому льду, щупая перед собой дорогу. Именно так передвигаются кошачьи на охоте, они вытягивают лапу вперед, касаются ею земли, и, зацепив Землю, подтягивают ее к себе, тем самым перемещаясь. Понаблюдайте за кошками, они Тайцзи знают в совершенстве.
    То есть любое перемещение осуществляется за счет сбалансированного перетекания веса с одной ноги в другую, это раскрепощенное перемещение, в котором полностью отсутствует обусловленность и инерционность направления.

    Дополнение:

    Что достигается за счет раскрепощения.
    Быть расслабленным (* раскрепощенным – А.С.) значит быть мягким, способным поддаться, поглотить и высвободить энергию. По своей природе, структура тела состоит из Инь и Ян. Внутренняя энергия перетекает из Инь в Ян и из Ян в Инь. Это постоянно текущий цикл.– никакой силы вообще – свободное свисание. Инь и Ян Энергия приходит из цикла расслабления и состоит из четырех этапов. 
    а. Сун (расслабленность) находятся в равновесии. (* раскрепощенность – А.С.)
    б. Жуань (мягкость) – используемая сила обладает равновесием инь и ян, и является настолько мягкой, что вы можете двигаться безо всякой силы.
    в. Жоу (эластичность/гибкость) – мягкость и гибкость с нарастанием силы вращения (как резиновый жгут, и обладающая свойством прилипания)
    г. Цзинь (сила вибрации) – энергия  
    (сила импульса -  А.С.)

    (Из книги Чин Фансёна "ИЛИЦЮАНЬ".   Перевод  И. Попова)

     

    2. ВЫСТРОЕННОСТЬ (СТРУКТУРА).


    2.1. Вертикальность внутреннего вектора силы тяжести и направленность его в Центр стоп.
    Известно, что вертикальность на Земле обусловлена вектором силы тяжести. А устойчивость любого предмета определяется попаданием вектора силы тяжести в вертикальную проекцию на землю его центра масс. Исходя из этого, устойчивость положения тела в пространстве определяется точностью попадания вектора веса в центры стоп, которые определяются субъективным ощущением как точки. Центр стоп это индивидуальное для каждого место (точка) на стопе в котором возможно уравновесить вектор собственного веса, и зависит от телосложения (от вашего индивидуального центра масс). Если вектор веса отклонен вперед или назад, то мы ощущаем напряжение по передней либо по задней поверхности ног, или падаем, когда вектор веса вышел за стопу.

    2.2. Выравнивание. Последовательное расположение суставов и сочленений в теле, сообразно внутреннему вектору силы тяжести, не допускающее перекосов и смещений, от стоп до макушки. (Стопка тарелок).
    Достигается постоянным наличием «макушечного усилия». Или раскрытием суставов позвоночника, когда мы как будто подвешены за шею, за макушку, а все остальное просто весит вертикально вниз, под собственным весом. Ощущение этого подвешивания, или выравнивания, достигается раскрепощением. Дело в том, что в обычном своем состоянии человек не слышит зажатостей и закрепощения в своем теле, буквально привыкая к ним и считая это естественным и нормальным. Это сколиозы, сутулости, перекос плеч, прогиб в пояснице и т.п. 
    Необходимость этого обусловлена амортизацией импульса идущего от стоп к точке контакта при перекосе или смещении в позвоночнике, или в других суставах. Доставка импульса силы без потерь возможно только при взаимосвязи «верха и низа», что достигается выравниванием.

    2.3. Структура столбового стояния.  

               

    2.3. Укоренение.
     Непрерывное чередование спирального усилия сжатия (Инь) в одной стопе и расширения в другой (Ян). (см. п. 3)  С амплитудой в покое (в статике или когда стоим на месте) стремящейся к 0, но отличной от 0. Другими словами или во внешнем проявлении, укоренение это осознанная повышенная устойчивость в стопе с непрерывной готовностью прыгнуть, оттолкнувшись от неё. Еще укоренение это сжатая пружина в одной стопе и разжатая в другой. Разжатая пружина – хочет сжаться, сжатая – распрямиться, отпущенная – стремиться к покою. Покой пружины и есть раскрепощение.
    Причем спиральное усилие сжатия (расширения) проходит через центр стопы, и проецируется, отражается в землю, такие рисунки можно встретить в древних текстах по тайцзи. Отсюда и возникло понятие укоренения, как будто из стоп выросли корни.

    2.4. Соответствия. 
    Помимо вертикальной выстроенности и структурного соответствия частей тела друг другу, а именно кистей-стопам, локтей-коленам и плеч-куа (паховым складкам), еще очень важно понимать через что осуществляется это соответствие, или взаимосвязь. 
    Связь стоп с кистями осуществляется через Минмэнь (выпускание) и Дань Тянь (вбирание). Обусловлено сагиттальной плоскостью.
    Связь локтей с коленями осуществляется через плавающие ребра. Обусловлено фронтальной плоскостью.
    Связь плеч с куа осуществляется через вращение куа, а весь корпус единое целое. Обусловлено горизонтальной плоскостью.
    Это значит, что прохождение импульса в определенные части тела осуществляется наиболее эффективно именно в соответствующих плоскостях.

    2.5. Погруженность.
    Ощущение Нижнего Дань Тяня центром массы тела, путем помещение в него внимания. Погружение собственного веса в Дань Тянь. Основная ошибка, приводящая к нарушению этого принципа, это поднятие груди вверх. Погруженность определяется внешне стеканием груди вниз, стеканием плеч вниз, поджатием плавающих ребер и наполненность Дань Тяня. 
    Всегда при движении впереди вбирает, сзади выпускает или впереди тянет в землю, сзади толкается от земли – как будто катится шар (см. п.4).


    3. СПИРАЛЬНОЕ ВРАЩЕНИЕ. (Шунь – Ни).


    Спиральное вращение основано на непрерывном трехмерном вращении, последовательном чередовании трех плоскостей, но отличается от него тем, что постоянно пульсирует, сжимаясь или расширяясь. Таким образом, добавляется энергетическая составляющая вращения, а именно импульс, создаваемый сменой направления пульсации (сжатия и расширения).
    Спиральное (трехмерное) вращение бывает либо со сжатием (хэ) – это шунь, либо с расширением (кай) – это ни.

    3.1. Три плоскости вращения.
    Сагиттальная, горизонтальная и фронтальная.  (Их описание)

    3.2. Последовательное чередование плоскостей в трехмерном вращении.
    Хотя на этапе знакомства мы рассматриваем каждую плоскость в отдельности, при естественном движении они отсутствуют, или время точного пребывания в каждой из них стремится к нулю. Мы живем  трехмерном мире и все наши движения трехмерны. Тем более они трехмерны в спиральном движении. Но для наибольшей эффективности в плане сохранения энергии импульса движения нам необходимо рассмотреть принципы смены плоскостей или трансформации одной в другую. Здесь есть определенная закономерность, а именно принцип «трех стаканов». Представьте себе три стакана поставленные вкруг. Наполните один водой. И начните движение воды по кругу, из стакана в стакан, путем непрерывного переливания из стакана в стакан. Что мы получим? Мы получим непрерывный процесс перетекания воды, в котором учувствуют два стакана, один опустошается, другой наполняется, а третий всегда пустой, и т.д. Вот на таком примере я пытаюсь объяснить принцип сохранения импульса (энергии), в данном случае течения воды. Но все аналогично. В трехмерном вращении, которое сохраняет импульс (инерцию, энергию) тоже перманентно задействовано две плоскости, а третья отдыхает. И они постоянно меняются своими функциями – затухания, наполнения и отдыха. То есть трехмерное вращение в тайцзи это непрерывная смена  (или переход) плоскостей, так чтобы за один полный оборот поучаствовали все три плоскости. Движение всегда происходит между плоскостями и никогда, в какой либо их них. Пример: движение в горизонтальной  плоскости, достигнув максимума, начинает затухать, а в сагиттальной набирает силу. В сагиттальной плоскости, достигнув максимума, начинает затухать, а во фронтальной набирает силу. Во фронтальной плоскости, достигнув максимума, начинает затухать, а в горизонтальной набирает силу. И все с начала. И конечно необходимо отслеживать точки перехода через чистые плоскости, в которых положение тела и рук регламентировано определенным образом (см.п.3.1.)

    3.3. Превращение трехмерного вращения в спиральное вращение за счет добавления кай и хэ.
    Трехмерное вращение превращается в спиральное наматывание, или разматывание, за счет добавления сжатия и расширения. Кай и хэ.

    3.4. Включение в спиральное вращение всех сочленений последовательно от Дань Тяня к конечностям.

    Здесь рассматривается уже не просто спиральное вращение всего тела, а последовательное включение во вращение всех сочленений (суставов) тела от центра (Дань тянь) к периферии (кисти, стопы). Это можно назвать принципом кнута, длинного кнута, на нем очевиднее. Когда мы берем кнут и замахиваемся, то включение в движение происходит не одновременно по всей длине кнута, а с некоторым запаздыванием, как бы передаваясь по «цепочке». Или другим языком говоря, каждое удаленное от Даньтяня подвижное сочленение (сустав), включается во вращение с отставанием по фазе, на величину прямо пропорциональную его удаленности от центра вращения. А именно, плечевой сустав во вращении будет в более близкой фазе к центру (Даньтяню), чем локтевой и тем более, чем запястье. На всей протяженности нашего тела достигается максимальное отставание равное 120 градусам. Или если Даньтянь вращается определенной плоскости, то запястье еще работает в предыдущей, и оно перейдет работать в текущею плоскость, когда Даньтянь будет уже в следующей.

     

    4. ЦЕНТР ВНУТРЕННЕГО ВРАЩЕНИЯ - ДАНЬ ТЯНЬ.


    4.1. Спиральное вращение генерируется в Дань Тяне, это основа всех движений.

    4.2. Сжатие и раскрытие пружины – мягкость и жесткость. Раскрепощение, живость, упругость и встряхивание.

    4.3. Непрерывность спирального вращения. Смена быстрого и медленного, без остановок. Пульсация скорости.

    4.4. Перетекание. Сочетание пустого и полного, и взаимно перетекание. Легкость и погруженность (собственного веса) во вращении. Пульсация веса.

    4.5. Симметрия. Единство усилия. 
    Когда есть кай в одних частях тела, всегда есть хэ в других. Единое (не разорванное) усилие в конечностях. Как будто одна рука тянет, другая толкает, а на самом деле, единое структурированное усилие идущее из Дань Тяня к конечностям посредством выстроенности тела.

    4.6. Особое внимание выдоху – нет спертости в груди.

    5. ПРИНЦИП ШАРА.


    5.1. Движется одно, движется все. 
    Это сочетание правого и левого, верха и низа, движения вперед и назад. Как вращающийся шар не распадается во время вращения, если у него одна сторона начала двигаться, другая сразу движется в противоположную сторону. Причем и скорость и сила вращения одинаковы по величине и противоположны по направлению.

    5.2. Сжатие и расширение происходит с сохранением принципа шара. 
    Величина сжатия и расширения ограниченна именно сохранением этого принципа. То есть если вы расширились до такого состояния, когда уже не возможно удерживать внутреннее единство соответствий, вы рассыпались. И, наоборот, при сжатии – вы скомкались. Именно этот принцип определяет пределы пульсации вашего объема.

     

    6. НАПОЛНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЭНЕРГИЕЙ. МОЩЬ.


    6.1. «Наматывание шелковой нити».
    Удержание непрерывного спирального внутреннего усилия в движении с использованием всех предыдущих принципов. 

    6.2. Развитие внутренней силы упругости (пен), создаваемой за счет сжатия Дань Тяня и увеличение его внутреннего давления.

    6.3. Наполнение упругостью всей структуры и поддержание ее в динамике.

    6.4. Фацзин. 
    Взрывное высвобождение внутренней силы упругости, за счет передачи импульса, возникающего при резкой смене направления спирального усилия расширения-сжатия, от центра (Дань Тяня) к периферии (точке контакта), через выстроенную динамическую структуру тела, при максимальное его раскрепощении.

     7.  Центры масс. Первый принцип для работы с противником.


    7.1. Центр масс, собственный и противника.     

     8. Пассивное внимание.


    Оригинал статьи:  http://www.taichi-spb.ru/teoriytaichi.html

    Категория: Статьи | Добавил: grey147 (19.06.2013)
    Просмотров: 2911

      Всеукраїнський сайт безкоштовної реклами www.sevhwarang.com.ua Copyright IliqchuanLviv © 2024